|
Научно-методические
интересы |
Научно-методические интересы
Использование новых информационных технологий и психологических методов в преподавании физики
q
Список научно-методических публикаций.
Известно, что базовые дисциплины, к числу которых относится физика, составляют фундамент построения специальных дисциплин и, в отличие от них, в своей основе не устаревают при развитии науки и техники. Знание фундаментальных дисциплин дает возможность специалисту быстро адаптироваться в мире меняющихся технологий.
Удовлетворение повышающихся требований
к подготовке инженера в условиях продолжающегося ограничения времени на
изучение физики в технических вузах и недостаточности средств для обновления
материальной лабораторной базы невозможно без внедрения новых информационных
технологий (НИТ) в образовательный процесс. НИТ не только помогает обойти
многие трудности, но, используемые совместно с традиционными, повышают качество
образования, позволяют побудить студента к более активной учебной деятельности,
индивидуализировать учебный процесс, более эффективно использовать учебное
время и т. п.
Так, при изучении курса физики на
кафедре физики ВолгГАСА
·
разрабатываются и используются видеоверсии
лабораторных работ и видеозадачи;
·
компьютерное моделирование физических явлений и
процессов в рамках учебно-исследовательских работ;
·
компьютерные лабораторные работы, в том числе из
электронного учебника «Виртуальная физика» среды Stratum;
·
компьютерная обработка и анализ экспериментальных
данных лабораторных работ;
компьютерное
тестирование в режиме тренажа и контроля («Виртуальная физика» Stratum).
Фактически каждый вид учебной
деятельности студента сопровождается поддержкой отдельных элементов НИТ. При
этом студенты неоднократно в различных вариантах обращаются к изучаемому
материалу. Практически каждое лабораторное занятие поддерживается не только
словесным отчетом, но и компьютерным тестированием, и, по возможности, работой
с аналогичной моделью (рис.1). Такой подход обеспечивает ритмичность работы
студента и позволяет детализировать рейтинговый контроль над его учебной
деятельностью. Индивидуальная работа на компьютере при модельном физическом
эксперименте позволяет студенту самому выбрать путь и объем исследований, что
дает возможность углубления в изучаемую тему в зависимости от уровня его
подготовки. При этом поставленная перед каждым студентом задача требует
усвоения необходимого минимума знаний, а анализ полученных результатов
модельного эксперимента позволяет преподавателю судить о качестве и глубине
усвоения учебного материала.
Компьютерное
тестирование проводится в режимах контроля по отдельным темам и разделам, а
также в режиме тренажа. Систематическое тестирование в режиме тренажа является
элементом самоконтроля, побуждающим студента работать с теоретическим
материалом на занятиях и дома, то есть фактически становится необходимым
элементом обучения.
Рис.1. Блок-схема сочетания традиционной и
информационной технологий обучения и рейтингового контроля эффективности
усвоения знаний.
Опыт сочетания
элементов традиционной и информационной технологий обучения показал
существенное улучшение результатов рубежного и итогового контроля студентов и,
в целом, качества их знаний по физике.
|
Научно-методические
интересы |
||
|
Copyright
© 2001 Нестеров
Владимир Николаевич nv2-nesterov@narod.ru |