Главная страница

Научные интересы

Научно-методические интересы

 

Научно-методические интересы

 

Использование новых информационных технологий и психологических методов в преподавании физики

 

q       Список научно-методических публикаций.

 

 

          Известно, что базовые дисциплины, к числу которых относится физика, составляют фундамент построения специальных дисциплин и, в отличие от них, в своей основе не устаревают при развитии науки и техники. Знание фундаментальных дисциплин дает возможность специалисту быстро адаптироваться в мире меняющихся технологий.

          Удовлетворение повышающихся требований к подготовке инженера в условиях продолжающегося ограничения времени на изучение физики в технических вузах и недостаточности средств для обновления материальной лабораторной базы невозможно без внедрения новых информационных технологий (НИТ) в образовательный процесс. НИТ не только помогает обойти многие трудности, но, используемые совместно с традиционными, повышают качество образования, позволяют побудить студента к более активной учебной деятельности, индивидуализировать учебный процесс, более эффективно использовать учебное время и т. п.

          Так, при изучении курса физики на кафедре физики ВолгГАСА

·        разрабатываются и используются видеоверсии лабораторных работ и видеозадачи;

·        компьютерное моделирование физических явлений и процессов в рамках учебно-исследовательских работ;

·        компьютерные лабораторные работы, в том числе из электронного учебника «Виртуальная физика» среды Stratum;

·        компьютерная обработка и анализ экспериментальных данных лабораторных работ;

компьютерное тестирование в режиме тренажа и контроля («Виртуальная физика» Stratum).

          Фактически каждый вид учебной деятельности студента сопровождается поддержкой отдельных элементов НИТ. При этом студенты неоднократно в различных вариантах обращаются к изучаемому материалу. Практически каждое лабораторное занятие поддерживается не только словесным отчетом, но и компьютерным тестированием, и, по возможности, работой с аналогичной моделью (рис.1). Такой подход обеспечивает ритмичность работы студента и позволяет детализировать рейтинговый контроль над его учебной деятельностью. Индивидуальная работа на компьютере при модельном физическом эксперименте позволяет студенту самому выбрать путь и объем исследований, что дает возможность углубления в изучаемую тему в зависимости от уровня его подготовки. При этом поставленная перед каждым студентом задача требует усвоения необходимого минимума знаний, а анализ полученных результатов модельного эксперимента позволяет преподавателю судить о качестве и глубине усвоения учебного материала.

Компьютерное тестирование проводится в режимах контроля по отдельным темам и разделам, а также в режиме тренажа. Систематическое тестирование в режиме тренажа является элементом самоконтроля, побуждающим студента работать с теоретическим материалом на занятиях и дома, то есть фактически становится необходимым элементом обучения.

 

 

  Рис.1. Блок-схема сочетания традиционной и информационной технологий обучения и рейтингового контроля эффективности усвоения знаний.

 

Опыт сочетания элементов традиционной и информационной технологий обучения показал существенное улучшение результатов рубежного и итогового контроля студентов и, в целом, качества их знаний по физике.

 

 

Главная страница

Научные интересы

Научно-методические интересы

 

Copyright © 2001      Нестеров Владимир Николаевич       nv2-nesterov@narod.ru

 

 





Hosted by uCoz