|
Съезд российских физиков-преподавателей
"Физическое образование в XXI веке" Тезисы докладов. Физический
факультет МГУ. Москва 2000. С.263.
Информационные технологии как средство повышения познавательной и творческой активности студентов
А.В. Шильников, Л.А. Васильева, В.Н. Нестеров, Л.И. Черкасова Л.В.
q
Список научно-методических публикаций.
Информационные
технологии являются необходимым элементом современной системы образования.
Поэтому вопрос состоит не в том, использовать или не использовать
информационные технологии, а в том, как наиболее эффективно применять
информационные технологии в учебном процессе. В современном инженерном
образовании роль естественнонаучных дисциплин не исчерпывается усвоением
фундаментальных понятий и законов, необходимых для дальнейшего изучения
специальных предметов. Сочетание фундаментального содержания учебных программ
по физике с лабораторно-практической формой усвоения неоценимо для развития
интеллектуальных способностей, необходимых для качественной подготовки
специалиста, который должен не только освоить определенную сумму знаний и
решать типовые задачи, но и обладать способностью к самообразованию,
творчеству, адаптации к изменяющимся условиям деятельности, самостоятельной
постановке задач и их решению. Задача подготовки такого специалиста заставляет искать соответствующие методы
обучения.
В
настоящее время на кафедре физики ВолгГАСА преподаватели активно разрабатывают
и применяют современные информационные технологии в преподавании курса физики в
следующих формах:
1. Создание
и применение в дистанционном и стационарном
обучении видеопособий для подготовки к лабораторным работам, активных
лекционных демонстраций, постановки видеозадач для решения в группе.
2. Компьютерное
моделирование физических процессов и явлений в рамках учебно-исследовательских
работ студентов (УИРС).
3. Компьютерная
обработка и анализ экспериментальных данных лабораторных работ и УИРС.
4. Разработка
компьютерных лабораторных работ.
5. Решение
типовых задач на компьютере.
6. Компьютерные
программы тестирования знаний по физике.
7. Основы
компьютерного представления физической информации
Как
показывает опыт использование таких разработок в учебном процессе
· повышает
наглядность обучения
· поднимает
познавательную активность
· реализует
творческий потенциал студентов
· позволяет
студентам глубже понять сущность физических явлений
· обучает
студентов решать задачи с применением современных средств вычислительной техники.
В настоящее время идет
процесс накопления методических разработок, базы заданий студентам,
компьютерных программ и видеоматериалов. Проводится работа по систематизации,
апробации и выработке рекомендаций по внедрению в учебный процесс имеющихся компьютерных
и видео разработок. Накопленный к настоящему времени опыт позволит в дальнейшем
перейти к широкому использованию информационных технологий в преподавании курса
физики.
|
|||
|
Copyright
© 2001 Нестеров Владимир Николаевич nv2-nesterov@narod.ru |